Елена (personal_right) wrote,
Елена
personal_right

Categories:

Что делать, если проблема кажется неразрешимой? В новый год - без проблем

Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения!Эрих Берн

В новый год лучше войти свободным от тех вопросов, которые тянулись долго и не разрешались. Это не так сложно, хотя порой требует определенных усилий, нашла неплохую статью. Все просто и понятно.



Иногда проблема, с которой приходит клиент, кажется неразрешимой не только ему самому. Терапевт тоже человек, и бывает так, что клубок противоречий, который выкладывает перед ним на стол клиент, кажется совершенно нерешаемым. Что же делать в подобной ситуации? За какую ниточку стоит потянуть, чтобы узел проблем начал развязываться?

Существуют системные «ниточки», которые позволяют разобрать сложную проблему на «винтики». В статье предлагается краткий инструментарий, позволяющий быстро определить направление для работы.

Шаг 1. Диагностика. Необходимо определить, с чем же связана проблема: с самим собой, с другими людьми или с внешним миром.

Проблема с самим собой. Не хватает уверенности, мотивации, каких-то ценных качеств личности типа самооценки или принятия себя

Проблема с другими людьми. Не устраивают взаимоотношения с кем-то, не складываются семейные, близкие или дружественные отношения.

Проблема с внешним миром. Есть затруднение во внешнем мире, для которого неясен способ его разрешения, тупиковая ситуация.

Шаг 2. Уровень проблемы. Эта «ниточка» воздействия в первую очередь подходит для проблем, связанных с самим собой, хотя может быть использована и для любых других. Здесь нужно, понять, на каком уровне возникла проблема: инструментальном, интенциональном или смысловом.

Инструментальный – уровень контекста, каких-то действий или навыков.

Интенциональный – связан с целями, ценностями или убеждениями.

Смысловой – здесь в фокусе вопросы идентификации себя и своего предназначения в мире.

Если получилось определить уровень, на котором возникла проблема, то все, что необходимо сделать – это повысить уровень восприятия проблемы. Как сказал Эйнштейн «нельзя решить проблему на том, уровне, где она возникла».

То есть, если не хватает мотивации, значит, необходимо поднимать уровень значимости цели, добавлять в нее других ценностей или понимание того, кто за этим стоит или ради чего все это делается.

Шаг 3. Позиция восприятия. Данный шаг лучше всего применим для проблем во взаимоотношениях с другими. Это второе измерение или вторая «ниточка», позволяющая быстро найти направление для решения проблемы. Здесь стоит сфокусироваться на том, на чьей позиции восприятия «застрял» клиент: своей собственной или позиции другого. Существует также третья позиция восприятия, хорошо известная в НЛП. Это позиция стороннего наблюдателя или отношений в целом.

Перемещение между этими тремя позициями представляет собой применение механизма отождествления/разотождествления. Ассоциирование с позицией другого человека или позицией наблюдателя заставляет клиента отстраниться от собственной позиции, зачастую связанной с возникшей проблемой.

Инструмент позиционного перехода чем-то напоминает шаг 1. Это неудивительно, ведь данный переход связан со сменой модели мира или карты реальности. Такой прием позволяет расширить собственное представление о проблемной ситуации.

Шаг 4. Точка на оси времени. С каким моментом времени связана проблема: с прошлым, настоящим или будущим? Каждый из этих вариантов связан с разными элементами процесса изменения. Эта «ниточка» воздействия подходит для решения затруднений, связанных с внешним миром, хотя может использоваться и как стратегия решения любых проблем.

Прошлое – причины возникновения проблемной ситуации.

Настоящее – текущее состояние, включающее препятствия, мешающие получить желаемое, и возможные ресурсы для их преодоления.

Будущее – желаемое состояние дел, а также возможные ресурсы достижения цели из будущего.

Описанные три измерения: уровень, позиция восприятия и точка времени представляют собой инструменты, позволяющие быстро «нащупать» возможный путь решения проблемы. Их можно использовать как по отдельности, так и все вместе одновременно. Например, при работе с родительскими предписаниями могут использоваться все перечисленные выше инструменты. Здесь будет и перемещение в точку прошлого в момент получения негативной установки, и переход между позициями родителя и ребенка, а также поиски позитивных намерений и глубинного смысла поведения родителя.

Обычно суть проблемы в том, что она сужает восприятие себя, других и мира. Описанные в статье «ниточки» позволяют расширить восприятие реальности клиента.

Завершить стать хочу притчей о том, как мы сами позволяем проблемам появляться в нашей жизни.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— А если целый день?

— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.

— Как по вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

— Нет! – растерянно ответили студенты.

— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?

— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.

— Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.

Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.http://www.b17.ru/article/nerazreshimaja_problema/
Tags: Психология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Обычные люди разных профессий интервью. Новый канал на Ютуб. Буду благодарна новым подписчикам!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments